Минфин против малого бизнеса: кого похоронит налоговая реформа
С 2026 года правила игры для малого бизнеса меняются радикально: порог по упрощенке урезают с 60 до 10 млн, а НДС повышают до 22%. Для тысяч пекарен, салонов красоты и небольших IT-компаний это приговор. Выживать придется либо в тени, либо в долгах. Налоговая реформа бьет по самым уязвимым.
Оксана Самойленко
Новый налоговый порядок
Базовую ставку НДС в России уже со следующего года хотят поднять с 20% до 22%. Порог применения упрощенной системы налогообложения при этом снизят в шесть раз: с 60 до 10 млн рублей.
Новации коснутся каждого: россиян ждет повышение цен на товары и услуги, а малый бизнес — резкий рост налоговой и административной нагрузки. Под ударом те, для которых оборот в 10 млн в год — это не успешный бизнес, а балансировка на грани выживания.
Под ударом — микробизнес
Если сейчас НДС — это удел «подросших» компаний, то со следующего года под общую систему налогообложения попадет огромное количество микробизнеса: пекарен, парикмахерских, мастерских. Все, у кого ежедневная выручка превышает 27,5 тыс. рублей.
«Даже если такие компании выберут упрощенный вариант уплаты НДС по ставке 5% без права вычета „входного“ НДС, все равно придется вести сложный учет», — говорит замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований, к. э. н. Вера Кононова.
Для многих малых городов и поселков это станет критическим ударом: бизнес, который держался на сниженной налоговой нагрузке, попросту уйдет с рынка.
Схлопнется даже IT
Инициатива Минфина ударит и по мелким сервисным IT-компаниям, зарабатывающим 10–30 млн в год, говорит старший партнер IT-интегратора «Энсайн» Алексей Постригайло.
«Самый неприятный эффект — долгие контракты, подписанные без НДС. В 2026-м налог придется платить, а в смете он не заложен. Маржа уезжает в минус», — поясняет он.
Для таких компаний нужно предусмотреть переходный период, чтобы налоги по старым контрактам не поглотили всю прибыль задним числом. В противном случае на рынке ожидается ликвидация микростудий и рост безработицы среди начинающих IT-специалистов. Для них фонд оплаты труда и налоги будут выше, чем готов платить клиент в стагнирующей экономике, отмечает эксперт.
Налоги съедают всю прибыль
Сокращение порога по УСН в шесть раз — довольно радикальная мера, считает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев. Для малого бизнеса выручка в 800 тыс. рублей в месяц — это не успех, а «граница выживания». Особенно в сфере услуг и розничной торговли, где наценка небольшая.
Если инициативу Минфина поддержат, малый бизнес уже со следующего года будет вынужден перейти на общую систему налогообложения. А это означает:
- обязательный НДС и сложный документооборот;
- рост административных расходов;
- наем квалифицированных бухгалтеров;
- налог с балансовой стоимости основных средств.
«Переход с упрощенки на общую систему — это не просто дополнительный налог. Это усложнение документооборота, надо выставлять счета-фактуры, вести журналы, подавать ежеквартальные декларации по НДС. Надо ввести бухучет, нанимать квалифицированного бухгалтера. Это допрасходы», — комментирует он для «Новых Известий».
Для компаний с низкой маржой (10–15%) эти издержки способны «съесть» почти всю прибыль. В итоге — рост числа закрытых компаний и новый виток ухода предпринимателей в тень с оплатой наличными мимо кассы.
Теневой сектор растет
Примечательно, что, инициируя снижение порога по УСН до 10 млн, Минфин обосновал это борьбой «против схем дробления бизнеса».
«Снижение порога до 10 млн рублей позволит эффективнее бороться с „дроблением“, а растущему бизнесу обеспечит плавный переход к общим условиям налогообложения», — говорится в заявлении ведомства.
Аналитики же усмотрели в этой мере ровно обратный эффект.
«Это станет стимулом к дроблению. Если порог составит 10 млн, бизнес будет дробиться на несколько ИП или ООО. То есть вместо одной компании с выручкой 30 млн будет три с выручкой 10 млн. Инициатива может привести к обратному эффекту: вместо увеличения собираемости — ее сокращение», — считает Олег Абелев.
Целесообразность налоговой реформы остается под большим вопросом, полагает Вера Кононова. По ее словам, дефицит бюджета в России не носит катастрофического характера. Госдолг в 14,4% ВВП по итогам 2024-го остается небольшим по мировым меркам. Вместо того чтобы поднимать налоги, можно было бы привлечь заимствования или снизить ключевую ставку, подчеркивает эксперт.
«Это удешевило бы заимствования для самого бюджета и снизило бы необходимость в субсидировании процентных ставок для приоритетных категорий заемщиков, на которое в 2025 году планируется выделить более 1,7 трлн рублей», — отмечает она.
Отказ от излишне высокого курса национальной валюты — еще одна возможная мера. По оценкам экономистов, его укрепление даже на один рубль приводит к потере доходов федерального бюджета на 150-160 млрд.
Что мы имеем в итоге? Минфин называет свою инициативу борьбой с дроблением. На деле именно дробление и массовый уход в тень станут главным результатом налоговой реформы. Бюджет получит не рост поступлений, а новые дыры. Малый бизнес — не стимулы для развития, а прямой сигнал закрываться или работать нелегально. Для чего все это сделано — загадка. Но ясно одно: инициатива не просто рискованна, она вредна для государства.